Спор о смысле дефиниции самоназвания греков

Оценить
(1 голос)

Особую значимость для политической культ уры греческо го Просвещения приобрел спор о смысле дефиниции самоназвания греков (эллиникос, ромиос и грэкос). В соответствии с пропагандировавшейся фанариотами доктриной, обслуживавшей их социально-политические интересы, лексические определения названия греков несли вполне конкретную идеологическую нагрузку. В этой связи, принимая во внимание главенствующее положение греческого духовенства в православном миллете, фанариоты использовали термин эллиникос (т. е. греческий) для обозначения всех верующих православного вероисповедования, тем самым перенося этническое понятие на религиозную общность. Одновременно, для выделения греков как народа они использовали византийское ромеиос — "род ромеев". Обращение к реалиям Византийской империи должно было символизировать преемственность Константинопольской патриархией духовных и политических ценностей Восточной империи и тем самым узаконить подчинение ей христианских народов Балканского полуострова. Таким образом, фанариотское учение, сочетавшее в себе элементы народного и религиозного сознания, вступало в резкое противоречие с реальностью. Греческие просветители отмежевались от фанариотской теории. Наиболее последовательно против неё выступал Д. Фотиадис (Катардзис), несмотря на то, что сам принадлежал к числу выходцев из Фанара и имел знатное происхождение. Пропаганда народной культуры, демократизация языковых норм — максимальное приближение к разговорной речи и очищение языка от древнегреческих искусственных наслоений и чужеродных заимствований — таковы были составляющие его программных установок. Отказавшись от фанариотских дефиниций, Д.Катардзис предложил своё понимание истории развития греческого народа. В соответствии с ним, древние греки — это эллины.

Для обозначения греков-подданных Византийской империи он использовал понятие ромэос. Историзм его рационалистического подхода существенно отличался от религиозно-этнического, выдвинутого фанариотством.

Революция во Франции и реакция на неё в Европе имела отзвук в Османской империи среди угнетенных народов. Интенсивность проникновения её идей повлияла на их борьбу за свое национальное освобождение, превратив Просвещение в его важный элемент. Новый этап ознаменовался усилением политических аспектов балканского Просвещения. На смену обращению к истории пришла пора открытых политических памфлетов, в которых звучали призывы к национальному и духовному освобождению.

Завоевание Юго-восточной Европы Османской империей
Демография и этно-конфессиональные  отношения в Османской империи
Система миллетов в Оттоманской Порте
Положение патриарха
Центры греческой политической жизни и культуры

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить