Общественно-политическое и экономическое положение

Оценить
(0 голоса)
29 мая 1453 г. после двухмесячной осады, проводившейся османскими войсками под командованием султана Мехмеда II и насчитывавшими 200 тыс. человек с большим количеством артиллерии, пал Константинополь — столица Византийской империи. Это стало финальным актом в продолжавшемся уже долгое время процессе распада могущественного государства Средиземноморья. Последующее подчинение турками автономных государственных и административных образований, некогда отколовшихся от Византии, было делом достаточно легким и недолгим. Прорыв турок на Балканский полуостров, получившим от завоевателей за свои природные особенности такое название, переводимое как "темные горы", ознаменовал новую эпоху для народов региона и существовавших там некогда государств. В конце XV — начале XVI вв. при султане…
Оценить
(0 голоса)
В демографическом отношении Османская империя отличалась крайней неоднородностью. Из всего ее населения, насчитывавшем по приблизительным подсчетам 38 млн. 504 тыс. человек, около 14 млн., то есть 1/3, проживали в балканских провинциях. Мусульманское и христианское население в Дунайском эйялете составляло соответственно 33,33% и 64,15%, Адрианопольском — 37,53% и 58,73%, Салоникском — 41,70% и 52,91% и в Битольском — 39,25% и 57,91% . Если учесть, что ислам исповедовало не только этнически турецкое (тюркское) население, то можно отметить сравнительно небольшой процент турок в соотношении с коренным населением провинций. Во всех балканских землях империи отмечались особенности как этнического, так и социального характера. В системе…
Оценить
(0 голоса)
К их числу относились христиане, иудаисты и зороастрийцы. Являясь одним из институтов Порты, миллет объединял людей одной и той же религии, нередко языка и территории, перед лицом османской администрации. Его существование было связано не только с желанием завоевателей оградить себя от ассимиляции, но и в большей степени с отношением правителей Османской империи к своим инонациональным и иноконфессиональным подданным. Сами мусульмане составляли миллет, определявшийся как миллет-и хаккиме или "правящий миллет'". Главы конфессий являлись руководителями миллетов — греко-православного, армяно-григорианского и иудейского. Исторически сложилось так, что главой греко-православного миллета, известного как миллет-и рум, стал Константинопольский патриарх - грек, имевший звание этнарха или по-турецки…
Оценить
(1 голос)
Положение патриарха было определено сразу же после падения Константинополя. Существовавшая устная традиция ссылалась на некий султанский берат — указ, подписанный султаном Мехметом в середине XV в., в соответствии с которым патриархия пользовалась особыми имущественными привилегиями. Попытки найти данный документ, предпринятые в 20-е гг. ХVI в. в связи с решением султана Сулеймана I ограничить имущественные привилегии, а также его резко агрессивной политикой в отношении христиан, не принесли успеха. Есть основания полагать, что существовала некая устная договоренность между султаном Мехметом и патриархом Геннадиосом, заключенная в середине XV в. Греческая аристократия поздневизантийского периода, сконцентрированная в Царьграде и компактно проживавшая в привилегированном городском районе…
Оценить
(1 голос)
Резиденции в Яссах и Бухаресте превратились в центры греческой политической жизни и культуры. Особую роль играли, как уже об этом говорилось выше, константинопольские патриархи, так же являвшиеся фанариотами. Православная церковь фактически находилась в руках греческого клира, а греческих язык был средством общения между представителями различных балканских народностей, выступая в роли lingua franca. Во многом господствующее положение греков в церковных делах начало восприниматься во второй половине XVIII в. отдельными христианскими народами полуострова, в частности болгарами, как ущемление их собственных прав. Одновременно положение самих греков в Османской империи было сходным с положением других завоеванных турками народов полуострова. Разбросанность греков в пределах Оттоманской…
Оценить
(1 голос)
Несмотря на стремление завоевателей получить полный контроль над захваченной территорией Греции, в ряде ее труднодоступных районов, прежде всего в горных массивах, продолжали оставаться автономные самоуправляемые общины. Таковыми были деревни Аграфы (дословно — не вошедшие в фискальный реестр и фактически не платившие налогов Османской империи) в районе Пинда, Элефтерохори (буквально — свободные деревни) в районе полуострова Халкида и Загорохории в Эпире. Более того, жители Пелопоннеса получили право иметь своих представителей в Константинополе. В ряде районов Греции вспыхивали восстания. Их причинами как правило были социальный, национальный и религиозный гнет со стороны завоевателей. Вооруженная борьба приобретала характер затяжной партизанской войны. Участники многочисленных отрядов,…
Оценить
(1 голос)
Жизнь в Оттоманской империи строилась на основании введенных завоевателями правил и установлений, основу которых составляли коранические шариатские нормы. Так, в частности, в соответствии с османскими законами христиане и представители других немусульманских конфессий не имели права носить оружие или служить в армии. При рассмотрении дел, христианин не мог выступать в роли свидетеля или заявителя в мусульманском суде, где ответчиком выступал мусульманин. Представителю христианской конфессии отказывалось в праве женитьбы на мусульманках. В соответствии с принятым законом мужчины-христиане были обязаны платить специальный налог, называвшийся харадж, выступавший как своего рода откуп от военной службы. Но наиболее жестоким установлением османских властей было введение так называемого…
Оценить
(1 голос)
В хозяйственной жизни греческих земель в конце XVIII — начале XIX вв. наметились существенные изменения. Это нашла свое отражение в переходе всё большего количества земель в частное владение, дробление крупных держаний, в частности тимаров [Тимар – военно-ленное земельное владение, передававшееся по наследству. Часть из них пользовалась налоговым иммунитетом (так называемые свободные тимары), часть была лишена такой привилегии (несвободные тимары)], присвоении мирийских земель [Мирийские земли - земельные владения, принадлежавшие религиозным учреждениям] и создании чифтликов – крупных помещичьих хозяйств. Прекращение военных успехов Османской державы; вхождение её в товарно-денежные отношения с другими странами, нуждавшимися в сельскохозяйственном сырье; резкое обесценивание османских денег по отношению…
Оценить
(1 голос)
В сельском хозяйстве греческих земель существовало три основных вида экономических отношений при аренде и пользовании землей. Их история уходила своими корнями в период существования Византийской империи. Первым из них был синдрофикон, который представлял собой такую форму отношений между арендатором и владельцем, при которой чистый доход, после выплаты всех налогов и расходов, делился пополам. При втором виде — тритариконе, работник должен был выплачивать все налоги и другие расходы. Что же касается его доли чистой продукции, то она составляла около 7/10, а остальные 3/10 оставались собственнику данного надела. Особую форму представлял геоморон. При ней арендатор заранее договаривался с владельцем земли относительно конкретных…
Оценить
(0 голоса)
Достаточно серьезные изменения, происходившие в XVIII в. в социальной системе Османской империи, имели большое значение для её развития как полиэтнического государства, включавшего в свой состав территории трёх континентов и страдавшего от постоянных проявлений регионализма. Появление в социально-экономической структуре Оттоманской Порты новой социальной группы — аянов — правителей городов или отдельных округов, избиравшихся местной знатью, серьезно повлияло на характер взаимоотношений между центром и периферией империи. Будучи хорошо знакомы с местными условиями, обладая значительной земельной собственностью, а также и материально-финансовыми ресурсами аяны занимали высокое место в военной олигархии, или имели авторитет богословов и ученых. Одной из главных опор султанской власти в провинции…
«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
Навигация