Нестабильная демократия, ее ликвидация и преодоление кризиса
Оценить
(0 голоса)
Деятельность Г. Папандреу на посту премьер-министра характеризовалась активностью в нескольких областях. Прежде всего это казалось национальной экономики. Для разработки методик и стратегического плана предстоящих реформ был создан Центр планирования и исследований (переименованный из Центра экономического развития, возглавлявшегося А. Папандреу). Фактически он стал главным "мозговым трестом" хозяйственной реформы и входил в структуру Министерства координации. В соответствии с общими направлениями развития, разработанными этим подразделением, предстояло усилить взаимосвязи как со странами европейского Общего рынка, так и развивающимися государствами других континентов. Одновременно правительство начало предпринимать усилия по налаживанию торговых и экономических связей с коммунистическими странами и СССР. Перед Грецией стояла перспектива реструктуризации ее экономики,…
Оценить
(0 голоса)
Во внутриполитической жизни страны предстояло решить вопросы, связанные с последствиями Гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. С этой целью произошло освобождение политических заключенных, находившихся в заключении не менее 15 лет или отбывших 2/3 своего срока. Из компетенции военно-судебного делопроизводства выводились и переводились в гражданские суды дела, связанные со шпионажем (часто обвинение в совершении этого преступления выносилось в отношении членов КПГ). Продолжая начатый ранее курс на реформирование системы просвещения, Г. Папандреу настоял на принятии закона об обязательном образовании, повысив возраст выпускников до 15 лет. Более того, легализировалось преподавание предметов на димотике в средней школе (ранее здесь господствовала кафаревуса).
Оценить
(0 голоса)
Внешнеполитическое направление деятельности правительства Союза Центра являлось особой заботой, так как связи страны с ее партнерами по НАТО и особенно США определяли не только форму поведения Афин на международной арене, но и внутриполитические коллизии по конкретным вопросам национальной безопасности и интересов Греции. Кипрская проблема была одной из таких. Противоречия между двумя этническими общинами острова — греками и турками обострялись, так как каждая из сторон крайне недоверчиво относилась к противоположной, чему в немалой степени способствовало "процентное квотирование" должностей в государственном аппарате и о бщественно-политической жизни страны. Особое недовольство у греков вызывало закрепленное за турками право на гарантированные 30% мест на государственной…
Оценить
(0 голоса)
Последовавшие за этим в конце 1963 г. события свидетельствовали о нарастании кризиса на Кипре: массовые волнения и демонстрация военной мощи со стороны Турции начинали приобретать региональную масштабность. Партнеры Афин по НАТО внимательно следили за происходившим. На первое место среди посредников вышли американцы, отправившие генерала Лемницера с особой миссией в Турцию и Грецию, так как Анкара пригрозила военным вторжением на остров. Одновременно и Великобритания начала предпринимать усилия, направленные на сдерживание сторон от применения силы. Периодически повторявшиеся турецкие угрозы в адрес правительства Кипра в конце концов были восприняты в Вашингтоне как угроза военно-политического конфликта в стратегически важном для США регионе и президент…
Оценить
(0 голоса)
Позиция Г. Папандреу по "кипрскому вопросу" была нацелена на сохранение за этим островом статуса независимого государства, находящегося в очень близких отношениях с Грецией. Поэтому он с тревогой наблюдал, как Президент Макариос стремится выработать собственный внешнеполитический курс и опираться на так называемое движение неприсоединения. Вопрос о воссоединении Кипра и Греции не стоял в повестке дня. Со своей стороны американцы, преследовавшие цель решить "кипрский вопрос" таким образом, что бы получить стратегические преимущества и обезопасить себя на будущее от возвращения к этой проблеме, предложили Г. Папандреу свой план урегулирования проблем. Они высказались за воссоединение Кипра с Грецией, но при условии создания военных баз…
Оценить
(0 голоса)
Проведение нового, отличного от того, который проводил ЭРЭ, политического курса серьезно влияло на поведение правых консервативных сил страны. Существовавшая в рядах вооруженных сил тайная организация ИДЭА отслеживала попытки Г. Папандреу провести какие-либо реформы в армии и тем самым нарушить сложившуюся корпоративную систему офицерской круговой поруки и откровенной политизированности. Попытки соблюдать закон о ротации офицеров и размещении их по прошествии определенного срока в новых местах службы, предпринятые зам. министра обороны, наталкивались нередко на противодействие короля Константиноса, покровительствовавшего армии и видевшего в этом институте опору. Среди противников Союза Центра в рядах военных всё отчетливее проявлялось недовольство "левым курсом" правительства. 29 ноября 1963…
Оценить
(0 голоса)
Ситуация в Греции на протяжении — осени 1965 г. развивалась в явно неблагоприятном для левых направлении. В марте 1965 г. правительство Папандреу усилило нажим на "левые силы, прежде всего их коммунистическую часть. Стремясь не допустить расширения влияния подрывной идеологии, премьер-министр издал специальный циркуляр, адресованный Генеральному инспектору Министерства среднего образования, в котором призвал бороться с проникновением коммунизма, "являющегося врагом нации и демократии". В свою очередь военное ведомство обратилось к королю Константиносу II с предостережением об активизации коммунистической молодежной организации "Ламбракис", а также стремлении КПГ добиться легализации не только парламентским путем, но и организацией массовых беспорядков — с помощью своего рода силового…
Оценить
(0 голоса)
Имея в виду, что в греческих вооруженных силах с середины 40-х гг. действовала секретная, пользовавшаяся поддержкой правых политиков праворадикальная организация ИДЭА, существование еще одной подпольной структуры к тому же противоположной по своей идейно-политической ориентации было невозможно сохранить в тайне. В мае-июне 1965 г. греческие газеты получили через каналы спецслужб информацию о "деле Аспида" и вовлеченности в заговор А. Папандреу. В свою очередь Г. Папандреу, почувствовав, что правые переходят в наступление и в создавшихся условиях контроль над армией является составляющей успеха в этом конфликте, потребовал смены близкого ко Дворцу министра обороны П. Гаруфальяса и передачи этого ведомства под собственное начало. В…
Оценить
(0 голоса)
Разразившийся правительственный кризис был проявлением назревших противоречий между новыми политическими реальностями страны и сформировавшимися в предшествующие годы взаимосвязями триархии, т. е. институтом монархии — армией — парламентом. Компетенция этих составляющих греческого политического механизма элементов явно не соответствовала прошедшей период модернизации страны. Традиционалистская патриархальность "коронованной демократии", суть которой заключалась в том, что монарх царствует, но не правит; дает рекомендации, но не занимается созданием правительства, исчерпала себя. На повестку дня вставал вопрос реструктуризации центров власти и переход к гражданскому обществу с характерной для него системой разделения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями. В Греции середины 60-х гг. нарастал так называемый "кризис…
Оценить
(0 голоса)
Уход в отставку Г. Папандреу и активизация правых сил, поощряемых престолом, обострили ситуацию в обществе. Разразившийся правительственный кризис лишь усилил процесс фрагментации правящей элиты, отдельные группировки и кланы которой, не будучи в состоянии выступить в роли единственно сильного претендента на власть, были вынуждены всё сильнее зависеть от поддержки двух, набравших силу институтов существовавшей триархии — армии и престола. Попытки создания правительств, возглавляемых отдельными политическими деятелями, отколовшимися от Союза Центра или близкими к нему, Г. Атанассиадис-Новасом и И. Циримокосом, — не увенчались успехом. Тактика короля Константиноса заключалась в привлечении на свою сторону недовольных из рядов ЭК и образовании правительства, полностью зависимого…