Идеологические и политические воззрения Адамантиоса Кораиса

Оценить
(0 голоса)

Знакомство с Европой, состоявшееся у А. Кораиса в 1771 г. во время поездки в Амстердам, послужило во многом отправной точкой для его идеологических и политических воззрений. Знание 15 иностранных языков снимало барьеры перед выходцем с Балкан. Прибытие в Париж незадолго до Великой Французской революции позволило Кораису проследить череду событий в их логической последовательности. Вероятно это повлияло и на его политические воззрения — он крайне негативно оценивал революцию как способ решения социальных и политических проблем. Со всей наглядностью этот подход был продемонстрирован им в такой фразе: "Я являюсь поклонником свободы, но люблю, друзья мои, и законность. Свобода без законности является настоящим бандитизмом".

Эволюционизм А. Кораиса выражался в неприятии им революционных способов борьбы. Он отдавал предпочтение поднятию интеллектуального уровня греков и лишь после полного "просвещения" были, по его мнению, возможны какие-либо действия, направленные на освобождение Греции. Французская революция отождествлялась в представлениях Кораиса со спонтанным восстанием образованных и просвещенных людей против невежества и деспотизма. В то же время, он возненавидел якобинскую диктатуру, а правление Робеспьера характеризовал не иначе как "тирания Робеспьера". Приход к власти Наполеона был встречен А. Кораисом восторженно. Он писал о нем как о человеке, "который возбудил уважение в сердцах тех, кто любит порядок и ужас в сердцах тех, кто нарушает его". Однако он вовсе не одобрял бонапартизма: "Обожаю, — писал он, — свободу, но хотел бы, чтобы она существо вала на о снове закона и человечности". К этому времени у Кораиса формируется план освобождения Греции с помощью Франции.

Программными в идеологии А. Кораиса является несколько произведений: "Асма полемистирион" (Боевая песня) и "Сальпизма полемистирион "(Звук боевой трубы), написанные соответственно в 1800 и 1801 гг., а так же издание басен, авторство которых, якобы, принадлежало Эзопу. Кораис поставил на повестку дня четыре главных для греческой общественно-политической мысли вопроса: связь между древними и современными автору греками; создание нового языка; просвещение (в широком смысле этого слова) и образование греческого государства.

Основные вопросы греческой общественно-политической мысли
Языковой вопрос в идеологии А. Кораиса
А. Кораис - теоретик новогреческой государственности
Идейно-политическая программа Ригаса Фереоса (Велестинлиса)
Новое гражданское управление - Р. Велестинлиса – проект Греческой Республики

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить