А. Кораис - теоретик новогреческой государственности

Оценить
(0 голоса)

Особое место в идейно-политических построениях А. Кораиса занимала программа освобождения Греции и строительства национального государства. Её основы были изложены в ряде его литературных произведений. Так, в "Боевой песне", написанной в 1800 г., звучал призыв к свержению "гнёта мусульман", "жестоких мамелюков". Как припев к песне после каждого куплета ставился вопрос с восклицанием: "Сколько будет длиться рабство? Да здравствует свобода!" Большие надежды Кораис возлагал на помощь грекам со стороны Франции в деле их освобождения от турецкого гнета. В другом своем произведении — "Звуках боевой трубы", он писал об освобождённой Греции как о части Франко-Греческого государства, основанного на принципах равенства, свободы и законности. Возможно, что на позицию Кораиса повлияли события франко-турецкой войны в результате которой было создано по Константинопольскому договору 1800 г. фактически первое греческое полу автономное государство под патронажем Франции — Республика Семи островов, объединившего несколько Ионических островов. Позже она находилась под контролем турок, которых сменили российские военные власти. В 1807 г. она вновь стала контролироваться Францией, а в 1807 г. попала во власть Великобритании. В 1815 г. по Парижскому мирному договору это государство было превращено в британский протекторат.

Приверженцами идей Кораиса стали представители зарождающейся торговой буржуазии, интеллигенции, воспринявшей идеи Французской революции, патриотически настроенной молодежи. Против греческого просветителя выступали представители традиционной аристократии, фанарио ты, представители местного патриархального самоуправления, связанного с османской администрацией. Особенно активно осуждала "крамолу с Запада" Константинопольская патриархия, оберегавшая свою паству от "опасных вольнодумных идей". Патриарх Григорий Ш, известный своим резко отрицательным отношением к Французской революции, вообще требовал прекратить преподавание наук в греческих школах, видя в подобных знаниях революционную угрозу. Одним из первых шагов, направленных на борьбу с подобной опасностью, было обвинение Кораиса в атеизме со всеми вытекающими из такого приговора Константинопольской патриархии последствиями. Уже в 20-е годы, в период национально-освободительного восстания, А. Кораис проявил себя как теоретик новогреческой государственности.

Идейно-политическая программа Ригаса Фереоса (Велестинлиса)
Новое гражданское управление - Р. Велестинлиса – проект Греческой Республики
План Р. Велестинлиса и международная поддержка антиосманского национально-освободительного движения
Филики Этерии – «Дружеское общество» в Одессе
Венский конгресс 1814 года и деятельность Филики Этерии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить