Национально-освободительное движение в первой четверти XIX в.

Оценить
(0 голоса)
Социально-экономические и политические условия развития греческих земель в составе Османской Империи в конце XVIII -начале XIX в. оказали сильное воздействие на формирование идеологии национального освобождения греков. Появление в балканских провинциях Порты собственного класса буржуазии, стремившегося иметь политические права и гарантии внутри Османской империи, ознаменовало новый этап как социально-экономического, так и политико-идеологического развития балканского общества. Национальное положение, определяемое отношением официальных властей к тому или иному миллету, перестало соответствовать социально-экономическим реалиям. Внутри греко-православного миллета развернулась борьба входивших в него народов за самостоятельность, с одной стороны, и, с другой, — стремление фанариотского духовенства сохранить свой контроль над данным институтом. В этой борьбе отразились…
Оценить
(0 голоса)
Знакомство с Европой, состоявшееся у А. Кораиса в 1771 г. во время поездки в Амстердам, послужило во многом отправной точкой для его идеологических и политических воззрений. Знание 15 иностранных языков снимало барьеры перед выходцем с Балкан. Прибытие в Париж незадолго до Великой Французской революции позволило Кораису проследить череду событий в их логической последовательности. Вероятно это повлияло и на его политические воззрения — он крайне негативно оценивал революцию как способ решения социальных и политических проблем. Со всей наглядностью этот подход был продемонстрирован им в такой фразе: "Я являюсь поклонником свободы, но люблю, друзья мои, и законность. Свобода без законности является настоящим…
Оценить
(0 голоса)
Первая из перечисленных проблем имела большое значение для понимания сущности греческой действительности. Официально провозглашенная фанариотским духовенством доктрина со четала в себе элементы народного и религиозного сознания и была направлена на по дчинение христианских народов Балканского полуострова Константинопольской патриархии . Концепция континуитета, выражавшаяся в утверждении, что история греческого народа начиналась с "православной" Византии, была доминантой этой доктрины. Фанариоты не признавали классической Греции, её традиций. Языческая культура древней Греции привлекалась лишь постольку, поскольку это было необходимо. В свою очередь отношение Кораиса к Византии было крайне отрицательным и основывалось на его представлениях о ней как воплощении всех негативных черт монархизма, теократизма и социального…
Оценить
(0 голоса)
Немало важное значение для Кораиса имел так называемый языковой вопрос. Архаически й язык, навязываемый со стороны фанариотского духовенства, был непонятен и чужд большинству греков. Однако многие представители нарождающегося среднего слоя, связанного в той или иной степени с развитием новых социально-экономических отношений, стремились "не отставать" от традиционной знати и выступали за сохранение архаического письменного языка. В свою очередь А. Кораис стремился, во-первых, максимально шире использовать язык, понятный всему греческому народу, а, во-вторых, он выступал как против ирредентистов (радикально настроенных представителей защитников димотики — народного языка), так и против архаистов (то есть тех, кто выступал за максимальное использование форм и правил древнегреческого…
Оценить
(0 голоса)
Особое место в идейно-политических построениях А. Кораиса занимала программа освобождения Греции и строительства национального государства. Её основы были изложены в ряде его литературных произведений. Так, в "Боевой песне", написанной в 1800 г., звучал призыв к свержению "гнёта мусульман", "жестоких мамелюков". Как припев к песне после каждого куплета ставился вопрос с восклицанием: "Сколько будет длиться рабство? Да здравствует свобода!" Большие надежды Кораис возлагал на помощь грекам со стороны Франции в деле их освобождения от турецкого гнета. В другом своем произведении — "Звуках боевой трубы", он писал об освобождённой Греции как о части Франко-Греческого государства, основанного на принципах равенства, свободы и законности.…
Оценить
(0 голоса)
Другим представителем и идеологом греческого национально-освободительного движения являлся Ригас Фереос (Велестинлис). Жизненный путь этого человека был отмечен постоянной борьбой за освобождение Греции. В Стамбуле он познакомился с Александром Ипсиланти — одним из вождей будущего восстания 1821 г.; в Валахии и Молдавии Ригас служил при господарях Ипсиланти, а затем при боярине Бранковяну и, наконец, при господаре Маврогенисе. В Австрии Велестинлис печатал свои труды и скрывался от преследователей. Идейно-политическая программа действий Фереоса существенно отличалась от концепций Кораиса. Он принадлежала к практикам революционно-заговорщического типа. В то же время Велестинлис не мог не касаться общих для греков вопросов. Являясь учеником Д. Катардзиса, Ригас выступил…
Оценить
(0 голоса)
Тайная организация, названная этерией (обществом), была создана Р. Велестинлисом в начале 90-х гг. XVIII в. Она распространила свою деятельность на. большую территорию от Молдавии до Австрии, от Венгрии до Средиземноморских островов и включала в свои ряды представителей разных балканских народов: греков, албанцев, сербов и румын. Есть основания полагать, что один из её филиалов находился и в Стамбуле. Столь пёстрый этнический состав был во многом обусловлен общесоциальной направленностью программных установок, выработанных Р. Фереосом. Так, в частности, он писал в своем "Боевом марше"(О Θουριος): Болгары, албанцы, армяне и греки. Черные и белые, общим духом восстаньте, За свободу поднимите саблю. Нажмите на курок,…
Оценить
(0 голоса)
В июне 1797 г. перед самым вступлением французских войск на Ионические острова под командованием генерала Жантили, Р. Велестинлис вошёл в контакт с французским консулом в Триесте. Это было сделано для того, чтобы привлечь внимание Наполеона к Балканам. Последний обещал оказать необходимую помощь. Для успешного ведения борьбы против османских завоевателей Велестинлис составил план, о существовании которого стало известно лишь на допросе в австрийской тюрьме после его ареста. План   включал:   1)  Поднятие  восстания  на  Пелопоннесе   среди  общин  маниотов;   2)  После освобождения Пелопоннеса провести наступление в Эпире, с целью объединения сил маниотов с остальной частью греков, живущих на Адриатическом побережье; 3) Наступление объединенными…
Оценить
(0 голоса)
Важной вехой в национально-освободительном движении греков стало создание тайной организации политического характера — "Филики Этерии" (Дружеско го общества) в Одессе в 1814 г, Три его основателя: Н. Скуфас, выходец из Западной Греции, торговец, А. Цакалов, сын торговца кожами в Москве, Э. Ксаитос, также занимавшийся мелкой торговлей, посредничавший при сделках торговых домов Европы и Османской империи, поставили задачу подготовки и осуществления антиосманского восстания. Подобно организации Р. Фереоса, "Филики Этерия" была единственной в своем роде для народов Балканского полуострова политической структурой, оформленной уставными рамками в отличие от объединений "Греческо-дакского литературного общества" (созданного в Бухаресте в 1811 г.) и "Филомузос Этерии" ("Общества любителей…
Оценить
(0 голоса)
События международной жизни 1814 г., наиболее важным из которых являлось заседание Венского конгресса, начавшееся в сентябре, имели большое значение для национально-освободительной борьбы порабощенных народов. "Танцующий конгресс", как его назвал из-за постоянных балов и приемов австрийский фельдмаршал князь де Линь, выработал отнюдь не веселую программу. Основополагающим моментом в принятых документах было подавление какого бы-то ни было революционного движения, обязательность приверженности идее легитимизма. Однако, как это ни парадоксально, революционное движение греческого народов выбрало Россию, участницу и вдохновительницу "Венского судилища", как место пребывания своих руководящих органов. Планы "Филики Этерии" по созданию на Балканах нечто похожего на федерацию народов данного региона, как хотел того…
«ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя»
Навигация