Греция: от военного режима к гражданскому управлению

Оценить
(0 голоса)
Падение диктатуры в июле 1974 г., произошедшее при сочетании внутри и внешнеполитических факторов, тем не менее, поставило на повестку дня вопрос о формах и методах демонтажа военного режима, продолжавшего функционировать в виде созданных в годы его существования государственно-политических институтов. Временному правительству К. Караманлиса, в которое вошли представители консервативного и центристских сил, находившихся в оппозиции к военному режиму, предстояло решать два круга проблем. Первый касался конкретных вопросов внешней политики Греции (отношения с Турцией, США, НАТО в контексте кипрского вопроса), проведение расследования коррупции, фактов политических преследований в период 1967-74 гг. и наказание виновных. Второй круг задач определялся перспективой структурных изменений в общественно-политической…
Оценить
(0 голоса)
Сторонники Караманлиса считали, что предстоит решить четыре задачи: преодолеть национальный кризис (отношения с Турцией в вопросе о Кипре), восстановить и укрепить демократию, обеспечить функционирование сильного правительства и создать сильную партию "с умеренной идеологией", которая играла бы ведущую роль в обществе. Достаточно точно позиции К. Караманлиса характеризовала в этой связи британская пресса, считавшая, что "многое в деятельности премьер-министра со времени его возвращения к власти наводит на мысль о том, что он искренний демократ, хотя и демократ с почти голлистской окраской". На первом этапе правительство Караманлиса изолировало на одном из островов руководителей и ключевы е фигуры военного режима — Пападопулоса, Макарезоса и…
Оценить
(0 голоса)
Стремясь легитимизировать свое правительство и получить мандат на осуществление широкомасштабных перемен Караманлис назначил на 17 ноября парламентские выборы, а на 8 декабря — референдум о будущем монархии. Ноябрьские выборы проводились по пропорциональной системе с тем, чтобы дать всем значимым политическим силам возможность получить представительство в парламенте. На выборах были представлены четыре блока партий и организаций. Первый состоял из вышедших из подполья КПГ и КПГ (вн.), образовавших вместе с рядом деятелей ЭДА союз под названием "Объединенная левая". Отмена 28 сентября 1974 г. законов, запрещавших деятельность компартии была воспринята руководством КПГ, как "народная победа". Лидерами этого предвыборного объединения стали Генсек КПГ X.…
Оценить
(0 голоса)
Третий блок создала новая для Греции политическая сила — Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) во главе с А. Папандреу. Среди тех, кто составил ядро новой организации оказались представители ПАК, выступавшие с левоцентристских позиций; члены Демократической обороны; группа "Студенты вокруг Папандреу", придерживавшаяся либерально-националистических взглядов и критически относившаяся к ленинской версии социализма; группа политиков ЭК, поддерживавших экономические установки А. Папандреу по вопросу национализации отдельных отраслей промышленности. Помимо этого лидер ПАК интенсифицировал свои контакты и с малочисленными группами троцкистов, эмблема одной из которых — поднявшееся наполовину над горизонтом зеленое солнце с многочисленными лучами того же цвета — стала символом ПАСОК, созданного 3 сентября 1974…
Оценить
(0 голоса)
Выборы 17 ноября продемонстрировали один из феноменов греческого общества периода демонтажа структур военного режима: вместо логичной, на первый взгляд, ориентации большинства населения страны влево (как это было в 1944 г.), выбор пал на "солидные" политические силы, способные по мнению избирателей, вывести страну из сложившейся ситуации без радикальных перегибов влево или вправо. Тем самым на практике стал воплощаться тезис руководства НД: "Не революции, а реформы!" партия Караманлиса получила 54% голосов, а в парламенте 220 из 300 мест, Союз центра/Новые силы — 60, ПАСОК — 12, а блок Объединенные левые — 8 мест. Это свидетельство об убедительности для электората политической программы Новой…
Оценить
(0 голоса)
24 декабря 1974 г. был опубликован проект будущей конституции Греции. Он содержал как некоторые положения конституции 1952 г., так и новые принципы: усиление полномочий правительства, социальную ориентированность его деятельности, расширение прав президента, прежде всего в области законодательной инициативы. Создание комитетов и комиссий в парламенте ограничивалось, а военные проблемы фактически отдавались в ведение правительства, которое в течение трех дней могло выполнять свои решения, принятые без консультаций с парламентом по срочным вопросам. Президент республики наделялся исключительным правом роспуска правительства, приостановки действий законов. Роль государства в имущественных отношениях усиливалась и распоряжение частной собственностью не могло быть направлено против общественных интересов. Нарушение этого принципа…
Оценить
(0 голоса)
Гражданские свободы, равенство полов, запрет на использование телесных и психологических мер воздействия на граждан страны — все это свидетельствовало о новых качественных изменениях правовой и конституционной системы Греции. Идея создания парламентской президентской республики, как определялась новая форма правления, вызвала резкую критику со стороны коммунистов и левых, которые, не имея возможности влиять на деятельность правительства, могли выступать в парламенте лишь как оппозиция, от которой не зависит решение серьезных вопросов. Принятие 9 июня 1975 г. конституции завершило процесс перехода страны от военного режима (авторитарного по своей сути) к демократии, основы которой предстояло выработать в ходе дальнейшего социально-политического и хозяйственного развития. Новая конституция…
Оценить
(0 голоса)
Следующим шагом правительства Караманлиса стало принятие парламентом закона "О перевороте 21 апреля 1967 г., связанных с ним вопросах и наказании преступников". В соответствии с ним в июле 1975 г. Верховный суд начал рассмотрение дел обвиняемых. Уже через месяц он закончился. Г. Пападопулос, С. Паттакос и Н. Макарезос были приговорены к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В основу обвинения легли статьи об "измене родине", нарушении конституции и захвате власти. Многие одиозные фигуры военного режима получили большие сроки тюремного заключения. Часть представших перед судом была оправдана. Деятельность К. Караманлиса вызывала недовольство в армии, которая постепенно начала терять позиции в политической жизни страны.…
Оценить
(0 голоса)
Достаточно тревожным продолжало сохраняться внешнеполитическое положение Греции, которая находилась в открытой конфронтации с Турцией. Система натовских сдержек и противовесов позволяла избежать межгосударственного военного конфликта, но ситуация на Кипре складывалась не в пользу греков. Более 180 тыс. жителей северной части острова были вынуждены бежать из-за враждебных действий в отношении них со стороны турецкого экспедиционного контингента и местных националистически настроенных членов экстремистских организаций, ведущую роль среди которых играла группировка "Серые волки". Позиция ряда американских политических и государственных деятелей, прежде всего Г. Киссинджера, фактически вставшего на сторону Анкары, также усиливала трения между Афинами и Вашингтоном. Вопрос о восстановлении на своем посту кипрского президента…
Оценить
(1 голос)
Обострение греко-турецких отношений имело и еще одну "составляющую", а именно — проблему континентального шельфа, который оказался богат нефтяными ресурсами. Не менее драматично развивался вопрос контроля воздушного пространства над Эгейским морем. Вновь усилилась эмиграция греков из Стамбула, где некогда греческая диаспора составляла 100 тыс. человек. К середине 70-х там насчитывалось едва 10 тыс. греков. Внешнеполитический курс К. Караманлиса, заключавшийся в стремлении достичь компромисса с Анкарой, усилить взаимодействие с США и способствовать вступлению Греции в Общий рынок, практически на протяжении его первого премьерства начал реализовываться в своеобразной манере. Натянутые отношения с Соединенными Штатами и Турцией всё более способствовали активизации "европейского направления" в…
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»
Навигация