Греческие земли под господством Османской империи
Оценить
(0 голоса)
Особое место в идейно-политических построениях А. Кораиса занимала программа освобождения Греции и строительства национального государства. Её основы были изложены в ряде его литературных произведений. Так, в "Боевой песне", написанной в 1800 г., звучал призыв к свержению "гнёта мусульман", "жестоких мамелюков". Как припев к песне после каждого куплета ставился вопрос с восклицанием: "Сколько будет длиться рабство? Да здравствует свобода!" Большие надежды Кораис возлагал на помощь грекам со стороны Франции в деле их освобождения от турецкого гнета. В другом своем произведении — "Звуках боевой трубы", он писал об освобождённой Греции как о части Франко-Греческого государства, основанного на принципах равенства, свободы и законности.…
Оценить
(0 голоса)
Другим представителем и идеологом греческого национально-освободительного движения являлся Ригас Фереос (Велестинлис). Жизненный путь этого человека был отмечен постоянной борьбой за освобождение Греции. В Стамбуле он познакомился с Александром Ипсиланти — одним из вождей будущего восстания 1821 г.; в Валахии и Молдавии Ригас служил при господарях Ипсиланти, а затем при боярине Бранковяну и, наконец, при господаре Маврогенисе. В Австрии Велестинлис печатал свои труды и скрывался от преследователей. Идейно-политическая программа действий Фереоса существенно отличалась от концепций Кораиса. Он принадлежала к практикам революционно-заговорщического типа. В то же время Велестинлис не мог не касаться общих для греков вопросов. Являясь учеником Д. Катардзиса, Ригас выступил…
Оценить
(0 голоса)
Тайная организация, названная этерией (обществом), была создана Р. Велестинлисом в начале 90-х гг. XVIII в. Она распространила свою деятельность на. большую территорию от Молдавии до Австрии, от Венгрии до Средиземноморских островов и включала в свои ряды представителей разных балканских народов: греков, албанцев, сербов и румын. Есть основания полагать, что один из её филиалов находился и в Стамбуле. Столь пёстрый этнический состав был во многом обусловлен общесоциальной направленностью программных установок, выработанных Р. Фереосом. Так, в частности, он писал в своем "Боевом марше"(О Θουριος): Болгары, албанцы, армяне и греки. Черные и белые, общим духом восстаньте, За свободу поднимите саблю. Нажмите на курок,…
Оценить
(0 голоса)
В июне 1797 г. перед самым вступлением французских войск на Ионические острова под командованием генерала Жантили, Р. Велестинлис вошёл в контакт с французским консулом в Триесте. Это было сделано для того, чтобы привлечь внимание Наполеона к Балканам. Последний обещал оказать необходимую помощь. Для успешного ведения борьбы против османских завоевателей Велестинлис составил план, о существовании которого стало известно лишь на допросе в австрийской тюрьме после его ареста. План   включал:   1)  Поднятие  восстания  на  Пелопоннесе   среди  общин  маниотов;   2)  После освобождения Пелопоннеса провести наступление в Эпире, с целью объединения сил маниотов с остальной частью греков, живущих на Адриатическом побережье; 3) Наступление объединенными…
Оценить
(0 голоса)
Важной вехой в национально-освободительном движении греков стало создание тайной организации политического характера — "Филики Этерии" (Дружеско го общества) в Одессе в 1814 г, Три его основателя: Н. Скуфас, выходец из Западной Греции, торговец, А. Цакалов, сын торговца кожами в Москве, Э. Ксаитос, также занимавшийся мелкой торговлей, посредничавший при сделках торговых домов Европы и Османской империи, поставили задачу подготовки и осуществления антиосманского восстания. Подобно организации Р. Фереоса, "Филики Этерия" была единственной в своем роде для народов Балканского полуострова политической структурой, оформленной уставными рамками в отличие от объединений "Греческо-дакского литературного общества" (созданного в Бухаресте в 1811 г.) и "Филомузос Этерии" ("Общества любителей…
Оценить
(0 голоса)
События международной жизни 1814 г., наиболее важным из которых являлось заседание Венского конгресса, начавшееся в сентябре, имели большое значение для национально-освободительной борьбы порабощенных народов. "Танцующий конгресс", как его назвал из-за постоянных балов и приемов австрийский фельдмаршал князь де Линь, выработал отнюдь не веселую программу. Основополагающим моментом в принятых документах было подавление какого бы-то ни было революционного движения, обязательность приверженности идее легитимизма. Однако, как это ни парадоксально, революционное движение греческого народов выбрало Россию, участницу и вдохновительницу "Венского судилища", как место пребывания своих руководящих органов. Планы "Филики Этерии" по созданию на Балканах нечто похожего на федерацию народов данного региона, как хотел того…
Оценить
(0 голоса)
Первое из них, условно называемое радикально-революционным, идеологическим и политическим символом которого был Р. Велестинлис, состояло из представителей части буржуазии, интеллигенции, служащих и крестьян. Наиболее выдающимися его деятелями являлись Скуфас, Анагностопулос, Папафлессас (Г. Дикеас), Т. Колокотронис, Никитарас, Анагностарас, Андруцос. Второе, так называемое консервативно-компромиссное, состояло из представителей крупной греческой буржуазии, которые выступали за национальное освобождение из-под османской власти, но в то же время стремились придать революционному процессу "верхушечный" характер, так как опасались перерастания восстания в социальный бунт. Они достаточно осторожно относились и к участию соседних балканских народов в греческом национально-освободительном движении. Главными представителями этого направления были А. Маврокордатос, Негрис, Карадзас, а также…
Оценить
(8 голоса)
В январе 1821 г. началось народное восстание, которое вошло в историю как восстание Тудора Владимиреску, выходца из средних слоев валашского общества, предводителя восстания. Во многом оно было результатом тяжелого социально-экономического положения основной части населения Валахии — крестьян. "Частой пищей крестьян, — писал современник событий, — были дикие овощи и хлеб из ячменя. Только два или три раза в год они ели мясо". Находясь под управлением фанариотских господарей, коренное население испытывало и национальный гнёт, выражавшийся в эллинизаторской политике верхушки валашского и молдавского общества, проводившейся этническими греками или эллинизированными валашскими и молдавскими боярами. Грабительская политика большей части господарей (сменяемость которых зависела от…
Оценить
(0 голоса)
Понимая необходимость сотрудничества с восставшим населением Валахии и Молдавии, А. Ипсиланти выпустил специальное воззвание, объяснявшее местным жителям цели борьбы греков. 24 февраля 1821 г. глава "Филики Этерии" распространил известное воззвание — прокламацию "Борцам за веру и отечество". Она начиналась следующими словами: "Пришёл час, греки! Для всех народов Европы, борющихся за справедливость и свободу. Нас призывают последовать их примеру... Просвещенные народы Европы... отдают дань уважения нашим предкам и искренне желают свободы для Греции. Родина взывает к вам!" Повстанческие войска Т. Владимиреску (а они насчитывали уже свыше 10 тыс. человек) шли на Бухарест. С другой стороны к Фокшанам приближались отряды А. Ипсиланти.…
Оценить
(0 голоса)
Войско А. Ипсиланти, когда он подходил к Торговиште, насчитывало приблизительно 6500 человек, из которых только 2 тыс. были греки, а остальные — албанцы, болгары, сербы. Греческие участники восстания были представлены в большинстве (38%) торговцами, на втором месте были служащие (24%), арнауты (охрана господарей) и ремесленники составляли соответственно 6,3% и 10%. Отношения между Ипсиланти и Владимиреску качали резко ухудшаться после того, как последний вошёл фактически в сговор с турками. Узнав об этом, лидер "Филики Этерии" арестовал его и казнил. Непродолжительная борьба повстанческой армии А. Ипсиланти закончилась в июне 1821 г., когда в сражении при Драгачанах был разбит "Священный батальон", состоявший из…