Греческие земли под господством Османской империи
Оценить
(0 голоса)
На хозяйственную жизнь греческих земель серьёзно влияла и "производственная" миграция, способствовавшая созданию общебалканского рынка, переселение, в частности, определенных профессиональных групп из одних районов полуострова в другие. Так, в конце XVIII в. Али-паша Янинский привез из Болгарии в Янину болгарских угольщиков, которые в течении нескольких лет смогли решить сложившийся в Янине во второй половине XVIII в. кризис с каменным углем. Особое место в экономическом, политическом и социальном развитии Балкан играла торговля. Участие в ней греков было значительным. К 1764 г. в руках греческих торговцев, занимавшихся челночными операциями на море, находилось около 600 судов. Среди греческих торговцев-судовладельцев, специализировавшихся и на внутренней торговле,…
Оценить
(0 голоса)
Внешняя торговля, которую вели греки, была весьма интенсивна. Европа начала регулярно знакомиться с балканскими торговцами уже с XV в. Во многих городах Восточной, Западной и даже Северной Европы существовали колонии балканских эмигрантов (Лондон, Мадрид, Рим, Амстердам, Стокгольм, Будапешт, Яссы, на юге России — Одесса, на севере — Санкт-Петербург). Широкое представительство греков в Европе нередко способствовало тому, что многие выходцы с Балканского полуострова именовались "греками", а торговцы и купцы из этого региона практически автоматически превращались в официальных документах в "греков". К этому времени сложилось два "торговых региона" — Европа и Россия. Поляризация объяснялась характером их взаимоотношений с Османской империей. Из-за запрета,…
Оценить
(0 голоса)
Особое значение в развитии общественно-политической и духовной жизни греков играло образование и книгопечатание. До середины XVIII в. они концентрировались вокруг религиозных учреждений — церквей и монастырей. Однако с развитием новых тенденций в социальной и экономической жизни греков ситуация начинает меняться. В определенной степени конфессиональные центры становятся элементами политической культуры греков, а религиозная составляющая уступает место секулярной в восприятии действительности. Процессы, известные в истории народов Западной Европы как Возрождение и Просвещение, в условиях Османской империи и применительно к положению в ней греков имели свои отличительные черты. Главными из них были резко политизированные подходы к вопросам национального самосознания, соотношению исторического прошлого и…
Оценить
(0 голоса)
Программными документами греческого Просвещения на первом этапе стали не столько литературные и философско-этические произведения, сколько исторические работы, посвященные прошлому и настоящему греческому народа, его месту и роли в мировой истории. Обращение греческого просветителя Спиридона Пападопулоса к истории Византии в изданном в 1767 г. им переводе книги Монтескье " Наблюдение о причинах упадка Римской империи", к которой он добавил специальные "Примечания", было весьма симптоматично. Греческий интерпретатор достаточно остро критиковал социально-политический строй Византийской империи, являвшейся в постулатах фанариотских идеологов идеалом. Другой греческий просветитель – К. Депонтас в своих многочисленных произведениях, главным из которых являлась "История событий во время царствования султана Мехмеда", ставил…
Оценить
(0 голоса)
Со всей очевидностью философско-политические идеи Просвещения проявились в греческом обществе в 80-е — 90-е гг. XVIII в., когда большая часть мыслителей, оказавшись под воздействием западно-европейской философии Гоббса, Ньютона, Локка и Лейбница, а также трудов французских энциклопедистов, соединила её с национальными принципами греческой культуры. Если в 60-е гг. основу Просвещения, в определенной степени составляло "критическое направление" во главе с Э. Вулгарисом, то десятилетия спустя появляется оформленный манифест греческого национального Просвещения. Им стала вышедшая в свет в 1780 г. работа И. Мисиодакиса "Апология". Автор провозглашал гуманистические принципы человеческого бытия и выдвигал на первый план рационализм как основу политической и социальной деятельности человека…
Оценить
(1 голос)
Особую значимость для политической культ уры греческо го Просвещения приобрел спор о смысле дефиниции самоназвания греков (эллиникос, ромиос и грэкос). В соответствии с пропагандировавшейся фанариотами доктриной, обслуживавшей их социально-политические интересы, лексические определения названия греков несли вполне конкретную идеологическую нагрузку. В этой связи, принимая во внимание главенствующее положение греческого духовенства в православном миллете, фанариоты использовали термин эллиникос (т. е. греческий) для обозначения всех верующих православного вероисповедования, тем самым перенося этническое понятие на религиозную общность. Одновременно, для выделения греков как народа они использовали византийское ромеиос — "род ромеев". Обращение к реалиям Византийской империи должно было символизировать преемственность Константинопольской патриархией духовных и политических…
Оценить
(0 голоса)
Социально-экономические и политические условия развития греческих земель в составе Османской Империи в конце XVIII -начале XIX в. оказали сильное воздействие на формирование идеологии национального освобождения греков. Появление в балканских провинциях Порты собственного класса буржуазии, стремившегося иметь политические права и гарантии внутри Османской империи, ознаменовало новый этап как социально-экономического, так и политико-идеологического развития балканского общества. Национальное положение, определяемое отношением официальных властей к тому или иному миллету, перестало соответствовать социально-экономическим реалиям. Внутри греко-православного миллета развернулась борьба входивших в него народов за самостоятельность, с одной стороны, и, с другой, — стремление фанариотского духовенства сохранить свой контроль над данным институтом. В этой борьбе отразились…
Оценить
(0 голоса)
Знакомство с Европой, состоявшееся у А. Кораиса в 1771 г. во время поездки в Амстердам, послужило во многом отправной точкой для его идеологических и политических воззрений. Знание 15 иностранных языков снимало барьеры перед выходцем с Балкан. Прибытие в Париж незадолго до Великой Французской революции позволило Кораису проследить череду событий в их логической последовательности. Вероятно это повлияло и на его политические воззрения — он крайне негативно оценивал революцию как способ решения социальных и политических проблем. Со всей наглядностью этот подход был продемонстрирован им в такой фразе: "Я являюсь поклонником свободы, но люблю, друзья мои, и законность. Свобода без законности является настоящим…
Оценить
(0 голоса)
Первая из перечисленных проблем имела большое значение для понимания сущности греческой действительности. Официально провозглашенная фанариотским духовенством доктрина со четала в себе элементы народного и религиозного сознания и была направлена на по дчинение христианских народов Балканского полуострова Константинопольской патриархии . Концепция континуитета, выражавшаяся в утверждении, что история греческого народа начиналась с "православной" Византии, была доминантой этой доктрины. Фанариоты не признавали классической Греции, её традиций. Языческая культура древней Греции привлекалась лишь постольку, поскольку это было необходимо. В свою очередь отношение Кораиса к Византии было крайне отрицательным и основывалось на его представлениях о ней как воплощении всех негативных черт монархизма, теократизма и социального…
Оценить
(0 голоса)
Немало важное значение для Кораиса имел так называемый языковой вопрос. Архаически й язык, навязываемый со стороны фанариотского духовенства, был непонятен и чужд большинству греков. Однако многие представители нарождающегося среднего слоя, связанного в той или иной степени с развитием новых социально-экономических отношений, стремились "не отставать" от традиционной знати и выступали за сохранение архаического письменного языка. В свою очередь А. Кораис стремился, во-первых, максимально шире использовать язык, понятный всему греческому народу, а, во-вторых, он выступал как против ирредентистов (радикально настроенных представителей защитников димотики — народного языка), так и против архаистов (то есть тех, кто выступал за максимальное использование форм и правил древнегреческого…